Маркетплейсы и маркировка товаров
01 апр 2024, от Минашкина Ирина Владиславовна
По данным ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) объем онлайн-покупок в России по-прежнему растет.

До 1 марта 2023 года система маркировки товаров никак не затрагивала маркетплейсы. До этой даты маркетплейсы были больше похожи на услуги служб доставки товаров. И этим пользовались недобросовестные продавцы, продавая товар ввезенный нелегально.
С 1 марта 2023 маркетплейсы отвечают за продажу немаркированного товара и передают данные в систему «Честный знак».
Давайте разберем поподробнее, что же нужно делать селлеру, чтобы продавать маркированный товар на маркетплейсах:
- Узнать код ТН ВЭД вашего товара. Его можно посмотреть в документах от производителя, в таможенных декларациях, сертификатах соответствия.
- На сайте «Честного знака» в категориях товаров подлежащих маркировке, проверяете есть ли среди них ваш код ТН ВЭД.
- Если ваш товар маркируется, то необходимо пройти регистрацию в системе «Честный знак» и запросить там коды маркировки.
- Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО), так как все взаимодействие происходит только электронно.
Маркировать товары должны или производители товара или импортеры. И когда вы покупаете товар для перепродажи вам предоставляют электронный УПД, который содержит коды маркировок. Вы должны сверить полученные коды маркировки с фактом, далее через систему электронного документооборота утверждаете полученный документ и передаете данные в систему «Честный знак». Если говорить простым языком, то именно в этот момент на вас начинают числиться те коды маркировки, которые вам передал вам поставщик.
Когда вы реализуете товар на маркетплейс, то вместе с товаром передается электронная накладная, в которой и содержатся коды маркировки к данному товару.
Торговля на маркетплейсах происходит по агентским договорам и информацию о кодах маркировки при торговле по схеме FBO в «Честный знак» передает маркетплейс, если вы продаете товар по схеме FBS, то сведения о выводе из оборота кодов маркировки вы сами передаете в систему «Честный знак».
Работу с маркировкой лучше автоматизировать, чтобы данные из вашей учетной программы автоматически передавались в систему «Честный знак».
Установлены штрафные санкции для производителей и поставщиков, если на грузе, подлежащем обязательной маркировке, нет кода маркировки.
Поставщик продукции на маркетплейс будет отвечать за эти нарушения в административном и даже уголовном порядке.
Размеры штрафов для производителей, а также для дистрибьюторов продукции без маркировки для маркетплейсов регулируются частью 2 ст. 15.12 КоАП России:
Для организаций – от 50 до 300 тысяч рублей;
Для ИП и физических лиц – от 2 до 10 тысяч рублей.
